Гончарова и Рерих | Психология

Главное меню:


Советуем

Поиск по сайту

Рубрики



Октябрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31  

Архив


Советуем

Гончарова и Рерих

Во всём этом необходимо сделать только одну оговорку - Высоцкий соприкасался со многими элементами постмодерна ЭСТЕТИЧЕСКИ, но не МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИ. Характерный этический релятивизм постмодернистской культуры (своего рода теория относительности в морали) был для Владимира Семёновича, безусловно, явлением чуждым и даже враждебным (мы это уже отмечали, проводя параллель между Высоцким и Бодрийяром): несмотря на гамлетовское начало в своём творческом Я, в данном вопросе бард проявлял скорее черты, заставляющие вспомнить всё-таки Рыцаря Печального Образа...

Вывод можно сделать достаточно определённый: искусство Владимира Высоцкого как художественный феномен имеет вполне материализованную цепочку преемственности с культурой Постсеребряного века и даже может - хотя бы в определённых гранях своих - считаться его составной частью (это же можно констатировать применительно взаимоотношений барда с культурой постмодерна как одного из конкретных модификаций наследия Серебряного века в его подсоветском варианте). И это ещё раз показывает, насколько творчество Высоцкого сложно и многогранно, насколько оно, как в капле воды, фокусирует в себе многие искания и тенденции развития российской художественной культуры последней трети ХХ века.

Перед нами - ещё один нестандартный поворот событий, и исследование творчества Высоцкого со всей необходимостью выводит нас на следующую сюжетную модуляцию. Её суть - в непростых коллизиях, сопутствующих пониманию и трактовке феномена российского патриотизма и столь же неоднозначных и непрямолинейных взаимоотношениях с этим феноменом творчества героя нашего рассказа. Ситуация, в которой нам предстоит разобраться, весьма сложна и далеко не столь элементарно читаема, как может оказаться на первый взгляд. Впрочем, последняя трапеза с апостолами всё по порядку.

Проблема состоит в том, что существует патриотизм и патриотизм. Если совсем открытым текстом - то существует патриотизм в исконно-первоначальном смысле этого слово (буквально отчизна, от латинского patriа- страна отцов) и существует ПАТРИОТИЗМ ОФИЦИАЛЬНЫЙ. Последний в смысловом отношении отнюдь не совпадает с предыдущим понятием, имеет свою собственную специфическую семантику, но при этом ВСЕГДА позиционирует себя как единственное, ИЗНАЧАЛЬНО правильное понимание данного концепта. В этом, собственно, и состоит вся коллизия.

Главное, кардинальное отличие официального патриотизма - в том, что официальный патриотизм ОБЯЗАТЕЛЬНО смешивает и целенаправленно идентифицирует понятия родина и государство (а государство непременно отождествляется с режимом). Такая операция по подмене понятий жизненно необходима официозу, так как позволяет последнему под видом любви к родине требовать от собственных граждан не просто лояльности государству (и режиму), но и НЕПРЕМЕННОЙ ЛЮБВИ к последним. При такой постановке вопроса ЛЮБОМУ протестующему против тех или иных форм государственного насилия (или даже против тех или иных несовершенств политической и социальной структуры) можно со всей неизбежностью навязать ярлык антипатриота. (Прямо как в фильме Холодное лето 53-го года, где уголовник избивает сидящего по 58-й статье зэка со словами Родину не любите, гады!). Таким образом, характер Николеньки государство и режим сразу же, ИЗНАЧАЛЬНО получают индульгенцию на насилие над инакомыслящими - под самым благовидным (и - что важно - одобряемым агрессивно-послушным большинством) предлогом. Знакомая ситуация, не правда, ли? Такое положение было типично и для царской России, и (в тысячекратно больших масштабах) для СССР, и - как может убедиться любой честный наблюдатель - и для постсоветской России: последнее обстоятельство наиболее пикантно и наводит на многозначительные размышления о трогательной преемственности и даже некоей гомологической внутренней связи ВСЕХ исторически сменяющих друг друга отечественных политических режимов...




Далее

"Желание стать индейцем" - название ранней миниатюры Кафки

Иммунная система и ее факторы

Авторы работ для РФЭИ в Курске