Главное меню:


Советуем

Поиск по сайту

Рубрики

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив

  • Управление


  • Советуем



    Состояние сосредоточенности и воля

    Возьмем затем внимание — речь здесь идет о субъективном показателе того явления, которое мы обозначаем в объективном изучении сосредоточением. И действительно, в большинстве случаев, когда мы сосредоточиваемся на каком-нибудь предмете, мы на него и направляем наше внимание. Но, с другой стороны, нам может казаться, что мы очень внимательны к чему-либо, а на самом деле находиться в состоянии рассеянности. Мы можем смотреть на предмет, но его вовсе не видеть, и т. д.

    Рассмотрим, наконец, то, что обозначают волей. Это субъективное состояние может соответствовать в объективном отношении и стойкости в исполнении какого-либо дела, и способности сдерживаться. Иначе говоря, оно указывает на способность развивать усилие или в сторону какого-либо ряда действий, или в сторону отказа от этих действий. И здесь опять выясняется, что обычно нам кажется, будто мы всевластны, можем делать так, как мы хотим, и не делать так, как не хотим, или, иными словами, будто мы обладаем свободным волеопределением, а в действительности, объективно относясь к действиям человека, мы убеждаемся, что он в сущности подчинен внешним или внутренним импульсам и представляется в полной мере несвободным в своих поступках.

    Нечего и говорить о симуляции намеренной или ненамеренной, о таких патологических явлениях, как иллюзии и галлюцинации, о так называемых ложных воспоминаниях и т. п., когда субъективные показания в полной мере расходятся с действительностью.

    Вот почему мы были правы, когда говорили, что везде и всюду в исследовании личности мы должны ставить во главу угла результаты объективного исследования и наблюдения, при этом все, относящееся к словесным, или субъективным, показаниям, должно быть подчинено контролю объективного наблюдения, ибо только оно должно быть мерой истинного положения вещей.

    Теперь спрашивается, нужны ли в порядке объективного исследования личности эти субъективные показания и как следует к ним относиться?