Главное меню:


Советуем

Поиск по сайту

Рубрики

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив

  • Управление


  • Советуем



    Развитие болезни-личности и рисование

    Что касается тех рисунков, которые не представляют собой выражения бреда больных, а являются результатом их профессионального или любительского творчества, проявлявшегося и в здоровом состоянии, то надо сказать, что болезнь личности редко не накладывает своего отпечатка на эти рисунки и живопись, причем в различных случаях, особенно в хронических и затяжных, можно отметить некоторые особенности как в отношении формы, так и колорита, не лишенные своего значения. Так, известный жанрист, заболев болезнью личности, стал писать вместо человеческих носов нечто вроде белых бликов. Другой живописец в болезни писал человеческие лица без ушей.

    Следует, кроме того, иметь в виду, что с развитием болезни личности, в особенности при упадке интеллектуальной деятельности, обнаруживается переход, как уже говорилось, к примитивной живописи, причем даже большие художники начинают писать упрощенным способом, подобно первобытным людям. И здесь раньше и прежде всего утрачивается то, что является позднейшим приобретением живописи, т. е. перспектива.

    В отдельных случаях можно проследить, как художник под влиянием все более и более развивающейся слабости суждения утрачивает способность рисовать в перспективе, перестает воспроизводить удаляющиеся линии и, наконец, начинает составлять рисунок из отдельных линий, как это делают дети.

    Далее, у больных иногда обращают на себя внимание те или другие, не замечаемые самими больными недостатки в пропорциональности частей рисунка, в их очертаниях или в колорите, не говоря о бедности самого содержания. Даже в тех случаях, когда больные ранее представляли собой недюжинных художников-живописцев, вместе с развитием слабоумия можно усмотреть постепенный упадок искусства, который проявляется как в поразительной бедности содержания рисунков, так и в отсутствии прежней выразительности картин, причем с прогрессом слабоумия все эти недостатки выступают постепенно все резче и резче, а сами рисунки становятся фантастичными и уродливыми. Так, один архитектор стал рисовать дома с более узким основанием, нежели верхние этажи, и в конце концов совершенно перестал считаться с перспективой.